МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРИКАЗ
1 июля 1994 г., N 192
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ
ПЕРЕВОДА, ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ОТЧИСЛЕНИЯ
СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В связи с созданием новой нормативной базы по деятельности высших учебных заведений ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Инструкцию о порядке перевода, восстановления и отчисления студентов высших учебных заведений (прилагается).
2. Считать не действующими на территории Республики Беларусь инструкционные листы Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 1.07.83 г. N 26, от 27.01.86 г. N 6, листы Государственного комитета СССР по народному образованию от 3.05.88 г. N 10, от 19.03.90 г. N 92-12-24/И/13, от 13.05.91 г. N 11.
Министр В.А.Гайсенок
Заместитель министра Начальник управление ВУЗ
и педобразования
В.И.Стражев Т.Я.Галко
Главный юрисконсульт управления по работе с кадрами и правовому обеспечению
М.А.Адамов
УТВЕРЖДЕНО
Приказом министра образования
Республики Беларусь
от 1 июня 1994 г. N 192
СОГЛАСОВАНО
с Госкомтруда Республики Беларусь
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке перевода, восстановления и отчисления
студентов высших учебных заведений
При переводе восстановлении и отчислении студентов высших учебных заведений Министерство образования Республики Беларусь предлагается руководствоваться следующим.
1. Общие положения
1.1. Перевод студентов из одного высшего учебного заведения в другое, а также восстановление в число студентов лиц, отчисленных ранее из высшего учебного заведения (ВУЗа), проводится, как правило, в период летних и зимних каникул.
1.2. Восстановление студентов и их перевод в государственный ВУЗ разрешается только из того негосударственного ВУЗа, который получил аккредитацию. Восстановление и перевод студентов в государственный ВУЗ из негосударственного на платную форму обучения проводится независимо от прохождения последним аккредитации.
1.3. Во всех случаях перевод на дневную форму обучения и восстановление должны производится с учетом планов подготовки специалистов (в рамках контрольных цифр).
1.4. При переводе и восстановлении ректор ВУЗа устанавливает срок и порядок ликвидации академической задолженности или расхождений в учебных планах и программах. Эти сроки должны быть установлены до начала учебных занятий на соответствующем курсе, или семестре.
1.5. При переводе и восстановлении лиц в ВУЗ на обучение без отрыва от производства необходимость их перевода на работу по профилю избранной специальности определяется ВУЗом.
1.6.Переводы и восстановления на первый курс не разрешаются, кроме лиц, указанных в п.3.2. настоящего положения.
1.7. ВУЗ в двухнедельный срок должен рассмотреть заявление о переводе или восстановлении и определить срок, курс и другие условия зачисления или указать причины отказать. К заявлению о переводе прилагается зачетная книжка или копия учебной карточки студента, а к заявлению о восстановлении - академическая справка.
1.8. Условием для перевода или восстановления студента является возможность успешно продолжать обучение, что выясняется путем проведения на основе академической справки собеседования со студентами на знание программного материала, изучение которого предусматривается действующим учебным планом и программами. Необходимость такого собеседования с лицами, обучавшимися ранее в данном ВУЗе, определяет декан факультета. В случае приема студента, который сделал перерыв в обучении в другом ВУЗе, такое собеседование проводится приемной комиссией ВУЗа и является обязательным. Порядок собеседования определяет ректор ВУЗа. По итогам собеседования определяется курс (кроме первого), на который производится восстановление.
1.9. В личные дела студентов, зачисленных в ВУЗ в порядке перевода или восстановления, вкладывается выписка из приказа о зачислении, заявление и академическая справка.
2. Перевод студентов
2.1. Перевод студентов из одного ВУЗа в другой по всем формам обучения проводится с согласия ректоров обоих учебных заведений. Перевод с одной специальности на другую или с одной формы обучения на другую в высшем учебном заведении проводится решение ректора.
Если студент заключил индивидуальный договор с предприятием, заведением, организацией, то его переводу в другое учебное заведение с одной специальности на другую должно предшествовать изменение или расторжение вышеуказанного договора.
2.2. Студент, желающий перевестись в другой ВУЗ, обращается к его ректору и при положительном решении вопроса допускается приказом ректора к занятиям. В ВУЗ, в котором он ранее обучался, направляется запрос на пересылку личного дела студента, где издается приказ о его отчислении с формулировкой:"Отчислен в связи с переводом в(название ВУЗа)". В трехдневный срок личное дело студента пересылается в адрес ВУЗа, в который он переведен, с оставлением в ВУЗе, в котором он обучался ранее, копий академической справки, зачетной книжки, учебной карточки и описи пересылаемых документов.
Приказ о зачислении в число студентов ВУЗа издается после получения личного дела студента. В тех случаях, когда личные дела пересылке не подлежат, зачисление проводится после получения от ВУЗа копии академической справки, подписанной руководством ВУЗа и скрепленной печатью.
2.3. Переводы студентов, обучающихся без отрыва от производства, на дневную форму обучения того же ВУЗа могут осуществляться решением ректора по предложению декана после успешного окончания ими двух курсов. Такие переводы могут осуществляться и после окончания первого курса, если об этом ходатайствует предприятие, организация или заведение по месту работы и в случае возможности продолжения обучения без повторного обучения на первом курсе.
2.4. Перевод студента с одной специальности на другую того же высшего учебного заведения может осуществляться только после окончания первого курса или любого семестра второго курса для разнотипных специальностей, для родственных специальностей - после окончания семестра любого курса.
2.5. Ректор ВУЗа имеет право переводить студентов, зачисленных свыше контрольных цифр на основании договоров с оплатой полной стоимости обучения, которые имеют по итогам экзаменов хорошие и отличные отметки, на обучение без оплаты при наличии свободных мест. Отлично успевающие студенты, добившиеся высоких показателей в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности, могут быть переведены ректорами государственных ВУЗов с платного обучения на бесплатное.
3. Восстановление в число студентов
3.1. Восстановление в число студентов, отчисленных ранее из ВУЗа, проводится приказом ректора на все формы обучения независимо от продолжительности перерыва в учебе, причины отчисления и наличия трудового стажа. При этом не требуется согласия ВУЗа, в котором студент обучался ранее.
3.2. Лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной военной службы, слушатели и курсанты, уволенные со срочной службы по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов,восстанавливаются в высшие учебные заведения на первый или следующие (кто имеет неоконченное , независимо от курса обучения, или оконченное высшее военное образование или кто ранее обучался в ВУЗе) курсы высших учебных заведений. Прием перечисленных лиц в ВУЗ проводится на протяжении всего учебного года.
3.3. Ректор ВУЗа имеет право восстанавливать на второй курс лиц, отчисленных с первого курса, при условии ликвидации или академической задолженности к началу учебных занятий.
4. Отчисление студентов
4.1. Студент может быть отчислен из ВУЗа:
- по личному желанию;
- в связи с переводом в другой ВУЗ;
- по состоянию здоровья на основании справки УКК;
- за академическую неуспеваемость;
- за систематическое нарушение учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка ВУЗа;
- в связи с представлением документов с заведомо неточными сведениями.
4.2. Отчисление студента по инициативе администрации ВУЗа проводится с учетом мнения профсоюзного комитета студентов, если студент является членом профсоюза,а отчисление несовершеннолетних студентов - с согласия комиссии по делам несовершеннолетних.
4.3. При отчислении студента из ВУЗа ему выдается академическая справка по форме (согласно с приложением) и оригинал документа об образовании, который находится в личном деле, с оставлением в деле его копии, заверенной ВУЗом.
ВУЗы ежегодно представляют заявки на необходимое количество бланков академической справки в орган управления по подчинению. Бланки справок хранятся ВУЗом как документы строгой отчетности и регистрируются при выдаче.
ПРИЛОЖЕНИЕ
К Инструкции
Министерства образования
Республики Беларусь
от 1 июня 1994 г.
N 192
------------------------------------
(название министерства, ведомства)
-----------------------------------
(название учебного заведения)
АКАДЕМИЧЕСКАЯ СПРАВКА N_________________
Выдана гр._____________________________ в том, что______________
(Фамилия, имя, отчество) (он, она) абуча_______ с "___"____________19__г. по "__"____________19__г. в_______________________________________________________________ (название учебного заведения, факультета, специальности и формы _________с "___"____________19__г.по "___"_______________19__ г. обучения) в________________________________________________________________ (название учебного заведения, факультета, специальности и формы _______с"___"_____________19__г. по"__"___________________19__г. обучения) в________________________________________________________________ (название учебного заведения, факультета, специальности и формы _________ обучения
За время обучения гр._______________________________________
(фамилия, имя, отчество) изучены следующие дисциплины, получены зачеты и даны экзамены:
NN
п/п Наименование дисциплины и
видов учебной работы в
соответствии с учебным
планом Количество часов Сданы
в соответствии с
учебным планом Зачеты экзамены
Укажите оценки
Отчислен ____________________________________________________
(причины отчисления) согласно приказа _______________________________________________
(N и дата приказа)
Гербовая печать
Ректор или проректор (подпись)
Секретарь (подпись)
Регистрационный N Дата выдачи ___________________________